среда, 20 июля 2016 г.

О словах Папы Франциска о необходимости церкви извиниться перед геями



О словах Папы Франциска о необходимости церкви извиниться перед геями

            Перед тем, как перейти к собственно самим словам Папы Фарнциска о том, что церковь должна просить прощения у геев за то, что она была причиной их маргинализации и дискриминации, необходимо сделать длинное отступление, касающееся того, как церковь взаимодействовала со обществом и государством в ходе своего существования и каких идеалов придерживалась при этом, и что считала для себя дозволенным, а что – недозволенным.

В истории христианской церкви можно выделить два (или, может быть, даже три) периода: первый – от ее зарождения и до той поры, пока он не «вступила в брак с государством», а именно, с Римской Империей. Этот брак состоялся, собственно, при Константине Великом (правил 306-337 гг.), но, поскольку при его ближайших приемниках еще можно было опасаться языческой реакции (а потому церкви следовало действовать осторожно и не слишком раздражать язычников христианизацией государства), то концом первого периода можно считать не время правления Константина, а (тоже достаточно условно) начало правления ближайших преемников Юлиана II Отступника – Иовиана (правил 363-364 гг.) или Валентиниана I (правил 364-375 гг.) . Это (конец первого периода) примерно те времена, в которые жили и творили Василий Великий (жил ~330-379 гг.), Григорий Богослов (жил 329-389 гг.) и Иоанн Златоуст (жил ~347-407 гг.). Однако, следует заметить, что, по-видимому, уже  ко времени правления Константина Великого епископы были достаточно богаты и влиятельны в своих общинах, а эти общины составляли значительную долю  населения Римской Империи (прежде всего городского). Об этом браке церкви и государства еще говорят как о «грехопадении» церкви.
            Второй период закончился тогда, когда европейские и американские государства ясно дали понять, что они, мягко говоря, больше не заинтересованы в столь тесном сотрудничестве с церковью, которое имело место в первый период. Началом подобных перемен можно условно принять те времена, в которые США провозгласили свою независимость, и в которые произошла французской революция ­– то есть, конец XVIII века. Эти перемены в более сильном виде продолжились после октябрьской социалистической революции в России в 1917 г. и после социализации Восточной Европы после победы СССР и его союзников во Второй Мировой Войне. Для Западной Европы и Америки, по-видимому, переломной точкой, подобной той, что испытали СССР в 1917 г. и Восточная Европа в 1945 г., можно считать времена «наступления товарного изобилия», «победы потребительского общества», победы сексуальной революции и сопутствовавшего ей распространения наркомании как достаточно массового явления.  Власть как бы недвусмысленно дала понять народам Западной Европы и Америки (и христианским церквям): в ее, власти, арсенале есть достаточно мощные средства управления народами путем материального стимулирования, приучения к наркотическим веществам, введения сексуальной свободы, промывки мозгов СМИ и тому подобные средства, с помощью которых власть может прекрасно управлять народами и поддерживать свой авторитет и без христианской церкви. Но еще до того, как наступили описанные выше переломные точки – в особенности же последние, – власть в упомянутых государствах уже давно и надежно контролировалась тайными обществами, антихристианскими по своей сути. Так что эти «переломные точки» были всего лишь точками «окончательного развода» церкви и государства в западных державах и в России.
            По окончании второго этапа христианские церкви (исповедания) оказались приблизительно в том же положении, в котором христианская церковь находилась в первом периоде. Конечно, церковь не гонят, как это было в первые века, и даже поддерживают – правда, скорее, как дань культуре, и для поддержания «национальной идентичности», – но, тем не менее, христианские церкви утратили лидирующее или очень важное положение в государственной жизни – то положение, которое они занимали на втором этапе.
По окончании второго этапа и переходе в третий перед христианскими церквями стоит вопрос: как жить? По тем законам, правилам, предпочтениям и так далее, которые были на первом этапе, или же предпочесть жить по тем, которые были на первом этапе? Или, может быть, выработать нечто третье – может быть, некий компромисс, взяв что-то из первого этапа, а что-то из второго? Ведь, как увидим ниже, жизнь церкви на первом этапе сильно и даже коренным образом отличалась от жизни той же церкви на втором этапе. Так что же христианским церквям (исповеданиям) следует взять с собой в третий этап?

Если говорить о противопоставлении Ветхого Завета Новому Завету, то наиболее ярко это противопоставление выглядит, когда Ветхому Завету противопоставляется именно первый этап существования христианской церкви – этап до «грехопадения» церкви с Константином Великим.
В те времена христиане искренне считали, например, что служба в армии – не для них; и не потому, что в армии их заставили бы кланяться римским богам, а потому, что им
 противно было убийство и насилие само по себе; потому, что они, по-видимому, считали, что с приходом Христа на земле наступил или должен был наступить вскорости мир («слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!» (Лук.2:14) – так пели ангелы при рождении Христа). Христиане тех времен верили, что уже скоро настанут те времена, в которые лев должен вместе лежать с ягненком (Ис.11:6), и в которые мечи надо перековать на орала (Ис.2:4). И если эти времена в ту эпоху еще и не наступили в действительности, то христиане уже как бы жили в этих временах своим умом и призывали к этому других. В те времена христианской проповеди сопутствовали различные чудеса и знамения и различные явления Святого Духа, располагавшие сердца слушающих проповедь к обращению в христианство и касавшиеся их сердец и душ. В те времена христиане воочию сталкивались с преображающим человека действием божественной благодати и воочию видели силу и могущество божественного преображающего и исцеляющего души человеческие действия, которому ничего не мог противопоставить мир и дьявол.
            В те времена христиане считали, что нехорошо не только самому казнить и пытать, но даже смотреть на публичные казни; что нехорошо доносить власти – по крайней мере в таких случаях, когда это приводит к казни обвиняемого. То есть, на тех «православных активистов», например, которые вынюхали бы двоих геев и донесли бы на них Юстиниану во времена его правления, христиане первых веков – времен, скажем, Нерона и Диоклетиана, смотрели бы с омерзением и отвращением.
В те времена Ориген краснел за «народ божий» перед язычниками за «ужасы Ветхого Завета» – правда он, так сказать, «краснел условно» – он, по сути, предлагал рассматривать эти «ужасы» как аллегорию, которую надо «богоприлично» истолковать – то есть, рассматривал их как то, чего в буквальном смысле на самом деле не было!
В те времена христиане действительно побеждали и преображали мир силой божьей несмотря на оказываемое противодействие. А ведь в те времена тех же магов и колдунов было несравненно больше, чем в средние века; равно и гомосексуалистов было больше и они не от кого не таились. Гомосексуалистами были почти все императоры, описанные Светонием в его «Жизни двенадцати цезарей». И язычники были образованнее христиан – не в пример тому, что было в средние века. И власть была за язычников и против христиан. И вот в те времена христиане не требовали, чтобы им помогала государственная власть. Они были рады, когда государственная власть их просто не трогала. Они не стремились ввести наказания для прелюбодеев, колдунов, ведьм, гомосексуалистов, богохульников и кощунников; они не требовали ввести или ужесточить пыточное дознание и следствие, не требовали заключать своих противников в тюрьмы, увечить их и отправлять их в ссылки и в изгнания. Они шли и преобразовывали мир, возвещая, что настала эра милосердия божьего, а эра жестокости, бывшая в Ветхом Завете, закончилась. И христиане давали жить рядом с собой тем, кто не внимал им – тем же колдунам, ведьмам, идолопоклонникам, блудникам, проституткам, гомосексуалистам – как бы считая то, что они творят реализацией их «законного права» «растратить впустую» (или даже с вредом для себя) свою жизнь – законного права, вытекающего из того, что все люди наделены свободной волей. Речь тут, конечно, не идет об убийцах, насильниках, грабителях и так далее – этим людям, конечно, нужно оказывать сопротивление и от них общество как-то должно защищаться. Да и тут есть свои «особые случаи»: как быть, например, с социалистом, занимающимся «экспроприацией экспроприаторов»?! Сегодня он грабитель – а завтра генеральный секретарь коммунистической партии. И его грабительство, оказывается, было чем-то вроде пути Константина Великого к престолу. И несмотря на все противодействия и все грехи, которые творились вокруг, христиане жили своей христианской жизнью и распространяли христианство путем мирной проповеди. И такое явление милосердия Бога к людям, как кажется, могло только способствовать смягчению нравов – отмене пыточного следствия, отмене мучительных способов казней, отмене рабства и так далее. Что было христианину до тех же ведьм и гомосексуалистов? Он должен был жить своей жизнью пред Богом и проповедовать милость Бога к человеческому роду, проповедовать евангелие – тем же ведьмам и гомосексуалистам, блюдя себя как бы через осуждение грешников не впасть в те же грехи, в которые впали эти грешники. И не отвращать при этом грешников от греха силой. Возможно, такому подходу, правда, способствовало и то, что христиане тех времен слишком хорошо представляли – что это такое – насилие, пытающееся «переделать человека под себя», сломать привычный ему строй жизни и отвратить его от тех убеждений, которые этот человек исповедовал прежде – хорошо представляли себе это на своем собственном горьком опыте гонений и неправедных обвинений.


 Но те славные времена прошли! И, что самое интересное и, может быть, печальное – с наступлением «христианства торжествующего» со времени «грехопадения» церкви с государством, встает во весь рост вопрос: чем были на самом деле те славные времена? Некоим «идеалом церкви», которой был предан, или же «личиной церкви», под которой она скрывалась до поры до времени, не имея возможности проявить свою сущность?
Может быть, времена после Константина, когда церковь сконцентрировала до трети государственных богатств, с заимствованием пышности и богатства придворных ритуалов, с роскошью храмов и облачений, со множеством рабов и крепостных и множеством земельных владений, с самодурством и лицемерием высших слоев церкви, с инквизицией и пытками, с лицемерным «преданием в руки светской власти...» – может быть, это и есть подлинная суть церкви? А в первые века она так не выглядела только оттого, что не имела возможности себя проявить в полной красе? Ведь говорят же: хочешь увидеть настоящее лицо человека – дай ему власть! И все мы видели церковь при власти. И на Востоке, и на Западе.

Пожалуй, о том, что из себя представляла церковь на втором этапе своего существования в отношении душепопечения, в отношении идеологическом и в отношении государственного строительства, в отношении идеалов совместного существования и взаимодействия с государством, которых она придерживалась,  для русскоязычного читателя лучше всего проиллюстрировать на книге преп. Иосифа Волоцкого «Просветитель». Вчитаемся в 13 и 14 главы «Просветителя».
(Смотри, например, здесь: http://www.wco.ru/biblio/books/iosifv1/main.htm .)
«Зачем же утверждать, что не подобает осуждать ни еретика, ни отступника? Ведь из сказанного понятно, что подобает не только осуждать, но и предавать лютым казням, и притом не только еретиков и отступников: и сами православные, узнавшие о еретиках или отступниках, но не предавшие их судьям, подлежат смертной казни.» (Иосиф Волоцкий. Просветитель. Слово 13)
«Ибо так поступали пророки, праведники и благочестивые цари и во времена Ветхого Завета. Когда они видели, что кто-нибудь отступил от Господа Бога Вседержителя, то одних убивали мечом, других же поражали молитвой. Так, по молитве, Моисей приказал посечь мечом отступивших от Бога Вседержителя и поклонившихся златому тельцу (Исх. 32.). Великий среди пророков Илия сделал так, что два пятидесятника, отступившие от Господа Бога Вседержителя, были сожжены огнем божественным, а четыреста человек он посек мечом своею рукою (4 Цар. 1; 3 Цар. 18.). И Иуда Маккавей, увидев, что люди отступили от Господа Бога и поклонились идолам, повелел всех посечь мечом (1 Мак. 3, 1 – 8.). И благочестивый царь Иосия так возревновал о благочестии, что не только убивал живых, прельщающих людей на отступление от Господа Бога, но и кости умерших выкопал, и сжег огнем, и пепел развеял по ветру (4 Цар. 23, 16, 19 – 20, 24.).» (Иосиф Волоцкий. Просветитель. Слово 13)
«Могут сказать, что святые апостолы и преподобные отцы повелели царям, князьям и властителям наказывать творящих злое, то есть убийц, прелюбодеев, занимающихся воровством и разбоем и иными злыми делами, а еретики и отступники здесь ни при чем. Но если это было повелено об убийцах, прелюбодеях и делающих иные злые дела, то тем более подобает поступать так по отношению к еретикам и отступникам.
Об этом свидетельствуют святые книги. В священных правилах, относящихся к гражданским законам, о неверных и еретиках говорится так: те, кто сподобились святого крещения, но отступили от православной веры и стали еретиками или совершали жертвы эллинским богам, подлежат смертной казни. Если жид дерзнет развратить христианскую веру, подлежит отсечению головы. Если же манихеи или иные еретики, ставшие христианами, начнут потом поступать и рассуждать по-еретически, да будут усечены мечом; а тот, кто знает об этом и не предает их казни, тоже подлежит смертной казни. Если же какой-либо воевода, или воин, или начальник общины, обязанный следить за тем, не поступает ли и не рассуждает ли кто-нибудь по-еретически, узнает о еретике и не предаст его суду, – даже если сам начальник и православный, он подлежит смертной казни.» (Иосиф Волоцкий. Просветитель. Слово 13)
«Так, святой Иоанн Златоуст видел, что ариане, живущие в Константинополе, никому из православных не делают дурного, потому и сам не делал им никакого зла; когда же ариане стали прельщать людей и сочинили некие песнопения, чтобы смутить верующих в Единосущность, – тогда святитель умолил царя, чтобы тот изгнал их из города.» (Иосиф Волоцкий. Просветитель. Слово 13)
«И Василий Великий (1 января.) жил в Понте, пребывая в безмолвии, вместе со святым Григорием Богословом; когда же они услышали о множестве еретиков, пришедших в Кесарию, то оставили свои жилища и отправились в Кесарию, и оставались там, пока не прогнали всех еретиков.» (Иосиф Волоцкий. Просветитель. Слово 13)
«Здесь же собраны свидетельства святых книг о том, что всем любящим Христа следует обнаружить всяческое старание, усилия и благоразумную хитрость в распознавании еретиков, разыскивать их и выведывать о них, узнав же – не утаивать; тот же, кто пытается скрыть еретика – сообщник еретиков.» (Иосиф Волоцкий. Просветитель. Слово 14)
«Мы уже привели достаточно свидетельств из святых книг о том, что всем людям – и святителям, и священникам, и инокам, и всем христианам – следует не только осуждать еретиков и отступников, но и проклинать их, цари же, князья и судьи мирские должны отправлять их в заточение и предавать лютым казням.» (Иосиф Волоцкий. Просветитель. Слово 14)
«Потому пусть стремится каждый православный приложить все силы, проявить всяческое старание и ревность, с верой и великой любовью к единородному Сыну Божию; пусть расспрашивает еретиков и отступников всякими способами и со всей тщательностью, как делали святители и преподобные отцы наши, а разузнав обо всем – пусть не утаивает; тот же, кто попытается утаить, явится сообщником еретиков.» (Иосиф Волоцкий. Просветитель. Слово 14)
«Тем более достоин казни тот, кто слышит или видит говорящего слова или творящего дела еретические и не сообщает об этих хулах и оскорблениях.» (Иосиф Волоцкий. Просветитель. Слово 14)
«Поэтому пусть постарается каждый православный всеми способами отыскивать еретиков и отступников, и, разузнав истинно и достоверно об их еретичестве и отступничестве, не утаивает, но доносит и свидетельствует на них, не боясь еретической хулы и укорения.» (Иосиф Волоцкий. Просветитель. Слово 14)
Итак, каков вывод? Не только нужно и должно предавать отступников и еретиков лютым казням, заточениям, ссылкам и изгнаниям, но, плюс к тому, православный христианин должен проявлять в этом деле инициативу и энтузиазм, беря на себя роль сыщика и доносчика, чтобы выведывать дела, речи и настроения отступников и еретиков и сообщать об этом светским и церковным властям.
            А что сказано о еретиках и отступниках, то то же самое следует разуметь, как ясно, и об атеистах, и об идолопоклонниках (которые, например, вернулись из христианства в язычество) и о колдунах, и о ведьмах, и о прочих.
И все это оправдывается ссылками на деяния святых отцов и на Ветехий Завет – то есть, как не крути, на Библию.
Например:
«6 Если будет уговаривать тебя тайно брат твой, [сын отца твоего или] сын матери твоей, или сын твой, или дочь твоя, или жена на лоне твоем, или друг твой, который для тебя, как душа твоя, говоря: «пойдем и будем служить богам иным, которых не знал ты и отцы твои», 7 богам тех народов, которые вокруг тебя, близких к тебе или отдаленных от тебя, от одного края земли до другого, – 8 то не соглашайся с ним и не слушай его; и да не пощадит его глаз твой, не жалей его и не прикрывай его, 9 но убей его; твоя рука прежде всех должна быть на нем, чтоб убить его, а потом руки всего народа; 10 побей его камнями до смерти, ибо он покушался отвратить тебя от Господа, Бога твоего, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; 11 весь Израиль услышит сие и убоится, и не станут впредь делать среди тебя такого зла.» (Втор.13:6-11)
По-видимому, в таком идеале христианского государства не может существовать не только иная вера, но и христианская ересь и даже христианский раскол. Да даже и инакомыслие вообще – включая ту философию, которая не занята исключительно тем, что обслуживает господствующую религию. Ни о какой свободе вероисповедания, свободе слова, свободе собраний не может быть и речи. Не говоря уже о демократии. Только царская власть – и чем она неограниченнее, тем лучше.
Христиане, некогда пережившие гонения и надругательства над своими святынями, сами стали готовы уничтожать изображения чужих богов и их святилища – как это предписывает делать Библия в Ветхом Завете, – осквернять их, заставлять самих инаковерующих и инакомыслящих отрекаться от своих богов угрозой применения насилия и угрозой казни, стали готовы в действительности предавать своих религиозных и «идеологических» врагов и их имущество «огню и мечу», стали готовы конфисковывать их имущество, а самих их пытать, уродовать (например, вырывая языки, отсекая руки, ослепляя), заключать в тюрьмы и заковывать там их в кандалы,  отправлять их в ссылку и в изгнание. И христиане в действительности занимались всем этим. И после всего этого когда, например, современные христиане заговаривают об оскорблении своих религиозных чувств, то на ум приходит, скорее, не хрупкая невинная девушка, над которой надругалось какое-то чудовище, а мускулистый матрос или докер, который держал в ужасе всю команду или все окрестности, почему-то жалующийся судье на то, что кто-то поставил ему синяк под глазом.
Вобщем, когда российские христиане говорят об ужасах 37 года при правлении Сталина, то получается, что ужасы тюрем и лагерей, повальное доносительство, тотальная слежка и тотальный контроль и прочее подобное были плохи лишь потому, что они были направлены против верующих и, в особенности, против духовенства. Но если все это развернуть на 180 градусов – то оно будет вроде как бы и ничего и будет вроде как бы даже соответствовать христианскому идеалу государства. Согласно разобранному представлению о церкви, государстве и их взаимодействию, верующий христианин просто-таки должен мечтать о 37 годе; и этот верующий – настоящий, активный, верующий – просто-таки должен изнывать от вопроса: «А где тут можно в доносчики и шпионы записаться?».

Не помню, кто сказал, что на словах осудив учение Толстого о непротивлении злу силою, на деле церковь только тем и занималась, что проповедовала это самое учение низшим слоям – рабам, крепостным, заводским рабочим, люмпенам, узникам и так далее.
Так вот. По-видимому, на словах осуждая иудеев и с превосходством смотря на Ветхий Завет, «церковь торжествующая» вместе с окормляемой ею властью на деле только тем и занималась, что реализовывала Ветхий Завет с еще большей фанатичностью, чем иудеи, и с еще большей жестокостью, чем это было предписано в самом Ветхом Завете, выдумывая и перенимая от язычников те жестокости, которые в Ветхом Завете вовсе отсутствовали.

            Как мы видим, идеальное христианское общество и государство времен второго этапа существования церкви ­– это общество доносчиков друг на друга: каждый должен выслеживать еретиков и отступников (как ясно, и ведьм тоже)  с усердием, достойным параноика, доносить об этом светским властям и властям церковным; да и сами эти власти, очевидно, должны держать немалый штат доносчиков. И все эти выявленные еретики, отступники, кощунники, богохульники, атеисты, ведьмы, гомосексуалисты, инакомыслящие и инаковерующие должны предаваться лютым казням. В том числе должны предаваться казни и те, кто знал, но не донес.
Как ясно, в подобном обществе как бы естественным образом должен существовать крайний накал страстей, связанный с выявлением неправоверующих и, соответственно, с установлением некоего религиозного и идеологического идеала, эталона, от которого не дозволено уклоняться никому. А это, как известно из истории не только французской и октябрьской революций, но и из истории борьбы церкви с ересями и расколами – в частности, в Византийской Империи, – подразумевает постоянное деление общества на партии  – причем, такие партии, которые не могут сосуществовать мирно, – и постоянные репрессии к членам проигравших партий, не колебавшимся вместе с колебанием религиозного и идеологического идеала и эталона, устанавливаемого императорами и архиерейскими соборами. Поэтому повсюду должны идти постоянные конфискации имущества у проигравших, постоянные их высылки и ссылки, изгнания и лишения гражданства, тюремные заключения, и, наконец, пытки, причинения увечий и казни – в том числе и особо мучительные. Сын должен доносить на отца и мать, а отец – на дочь. (Павлик Морозов – это, как видим, не столько коммунистический герой, сколько христианский и иудейский.) Соседи должны следить за соседями, граждане за другими гражданами: не завелся ли где прелюбодей или гей? Сохранила ли девица девственность? И от кого она прижила ребенка? В браке или не в браке? Верующие постоянно должны караться эпитимией «по максимальной строгости». Всем заправлять на местах, по-видимому, должны какие-то «христианские кагалы».
Кстати. Несколько замечаний об отличии времен ветхозаветных и новозаветных. Где вы видели в Ветхом Завете предписание о пыточном дознании и следствии?! И о пытках перед казнью вообще? И о том, что казни должны быть особо мучительными? Где вы видели предписание давать провинившимся такое количество ударов, которое, например, давалось в наказание солдатам царской армии – так, что они от этого умирали? Где вы видели в Ветхом Завете дозволение иудею брать проценты с брата-иудея?! Где вы видели разрешение иудею порабощать брата-иудея (т.е. обращать его, скажем, в крепостного)? И что предписывалось за подобное порабощение? Смерть – не так ли? Где вы видели предписание святых отцов отпускать рабов-христиан на волю каждый седьмой и каждый юбилейный (пятидесятый) год? И прощать по юбилеям долги? А Ветхом Завете подобное есть! Где все это в христианстве – ответьте, Василии Великие, Григории Богословы, и Иоанны Златоусты? Кто заткнул вам уста и запретил проявить ваше величие – так, что никто из вас не дерзнул ввести что-то подобное в своих епархиях под страхом отлучения?!

И вот теперь перед христианскими церквями стоит, повторим, вопрос: что делать? Продолжать делать вид, что ничего не произошло и вести себя так, как церковь вела себя на втором этапе? Или вернутся к той модели поведения, которая была на первом этапе – тем более, что, как кажется, такая модель вполне согласуется с концепцией демократического государства, в котором поддерживается свобода совести, свобода слова и свобода собраний. Или, может быть, церкви следует пойти на какой-то компромисс между первым и вторым? Или, может быть, придумать что-то кардинально новое?

А теперь, сделав все эти длинные предварительные замечания, перейдем к основной теме – словам Папы Франциска о том, что церковь должна извиниться перед Геями.
Слова Папы Франциска о том, что церковь должна извиниться перед геями, по-видимому, следует рассматривать как свидетельство о том, что католическая церковь переходит от модели поведения церкви, свойственной второму этапу, к модели поведения церкви, свойственной первому этапу. Или, по крайней мере, как свидетельство о том, что модель поведения церкви сдвигается в сторону той модели поведения, которая была на первом этапе. А вместе с этим переходом или сдвигом изменяются и представления о том, что дозволено церкви, а что не дозволено; как следует воздействовать на грешника, а как не следует. То есть, меняется представление и о том, что для церкви есть грех пред людьми – в том числе и перед теми же грешниками, – и пред Богом, а что не есть грех. Ведь когда церковь выходит за строго очерченные рамки того, как следует поступать с людьми вообще и с грешниками определенного вида в частности – то грешит сама церковь. Ведь эти рамки следует рассматривать как очерченные Самим Богом. В частности, если Бог «объявил» об эре милосердия и прощения, эре мирной проповеди евангелия – то, как ясно, Сам Бог призвал церковь поступать так, как следует поступать, живя в этой эре. И здесь, при переходе к той модели поведения церкви, которая была в первом веке, церковь, подчеркнем, не изменяет себе, не изменяет божественной правде и истине, а лишь возвращается к своим истокам, считая то, что было позднее неких «славных древних времен», некоего «золотого века христианства», по сути изменой тем предначертаниями, следовать которым ей было предписано Самим Богом, Христом. То есть, грехом. Грехом перед людьми, которых эта измена коснулась, и грехом перед Богом.
           
Гомосексуалист, практикующий грех, имеет полное право – как и многие другие грешники, «растратить свою жизнь впустую» или вообще с вредом для себя – так, что он не удостоится благ будущей жизни.
            «9 Или не знаете, что неправедные Царства Божия не наследуют? Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, 10 ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники - Царства Божия не наследуют.» (1Кор.6:9,10)
            Но откуда следует, что гомосексуалисты должны маргинализироваться и дискриминироваться в обществе? Откуда следует, что им нужно отказывать в приеме на работу и в «строительстве карьеры», что их нужно кастрировать или стерелизовать, что им нужно недобровольно навязывать прохождение курса лечения, подразумевающего прием различных медицинских препаратов. Почему им нужно присуждать тюремное заключение за их гомосексуальные связи или даже присуждать смерть – возможно, даже, чрезвычайно мучительную? Почему они должны слышать «речи ненависти» и испытывать на себе «дела ненависти» от окружающих? Почему они должны испытывать поражение в правах и методах обращения с ними, закрепленное законодательно или поддерживаемое обычаями? Почему их нужно превращать в какую-то общественную группу, которая испытывает все эти поражения в правах и методах обращения – то есть, некую «приниженную», «второсортную» общественную прослойку. Все подобные вещи и есть та дискриманиция и маргинализация геев, о которой говорит Папа Франциск. И при возвращении церкви к той модели поведения и представления о себе, которое было на первом этапе ее существования, подобные вещи, как кажется, недопустимы. Подобные вещи, поддерживаемые или реализуемые церковью ­– например, через изменение отношения народа к гомосексуальности, как сказано, есть грех и перед теми, против кого они направлены, и грех перед Богом, есть непонимание сути мисси церкви в обществе; есть непонимание того, какие меры и способы воздействия церкви на общество и на грешников для нее допустимы, а какие-нет.
             Отсюда вытекает, что естественным образом те, кого затронуло недопустимое поведение церкви, вправе потребовать от церкви извинений, и что церковь должна принести таким людям извинения; и желательно, чтобы церковь сделала это первой, не дожидаясь выставления требований об извинении.
            Подытожим: в речи Папы Франциска о необходимости церкви извиниться перед геями нет никакого «отступления от христианских идеалов», а есть лишь возвращение к той модели поведения церкви, которая была ей свойственна на первом этапе ее существования, в первые века христианства. И такая модель поведения вполне естественно требует принесения извинений перед геями.

            Возможно, вы слышали историю об одном цыгане-воре, который очень любил воровать и когда ему не удавалось что-нибудь украсть, то он пребывал в большой печали и в расстройстве. Чтобы как-то утешить себя, он придумал вот что: этот цыган бросал вперед себя свою шапку, а потом бежал к ней и «находил» ее; и радость от этой «находки», от этого «приобретения» каким-то образом скрашивала цыгану печаль и расстройство от того, что ему ничего не удалось сегодня украсть.
            Так вот. Что любит говорить церковь? Он любит говорить о величии и могуществе благодати Бога, которая преображает даже самого грешного человека; он говори о тех величественных средствах, которые дал ей Бог для проповеди евангелия и для преображения человечества; она говорит о многих чудесах и исцелениях, происходивших в первые века при проповеди христианства. Она любит упоминать о первых апостолах и проповедниках, которые действовали с помощью божественной силы и занимались этим самым преображением людей – как проповедью, так и являя различные чудеса и знамения. Но что мы видим ныне? Многим может показаться, что ныне в церкви благодать, чудотворения и проповедь, совершаемую умелыми проповедниками, заменил жандарм, выдаваемый церкви государством после того, как она заключит с ним «брак». Этот-то жандарм и занимается, преимущественно, обращением в христианство и недопущением выхода из него, а также «поддержанием благочестия». Именно так и обстояло дело, например, когда св. равноап. князь Владимир, креститель Руси, обратил в христианство киевлян угрозой казни и лишения имущества; все это, естественно, сопровождалось видом его грозной дружины – головорезов-варягов, готовых в любой момент по приказу князя обнажить свои мечи. И вот теперь церковь, испытывающая недостаток в благодатном действии, подобно тому цыгану-вору, которому нечего сегодня украсть, призывает жандарма, служащему ей вместо благодати, подобно тому, как брошенная вперед шапка служила цыгану заменой предмета, который он мог украсть, и, увидев, как жандарм насилием приводит новую паству и удерживает ее в рамках церкви, а также поддерживает благочестие в государстве, церковь, подобно тому цыгану, обретшему шапку, кричит: «Нашел! Нашел!»; и при этом лицезрение жандарма и его действий заменяет церкви обильное наличие благодати – вроде того, как нахождение шапки утешало цыгана в том, что ему сегодня нечего украсть.
Даже сейчас церковь все еще готова звать жандарма от государства и заключать с государством «брак», требуя при этом себе определенных привилегий, связанных с ущемлением свободы вероисповедания, свободы слова и свободы собраний – возможно, даже не задумываясь при этом, что эти требования уже завтра ударят по лбу саму церковь.

            Сделав это отступление и уяснив смысл слов Папы Франциска о принесении извинения, вернемся непосредственно к самим этим словам.

Интернет-издание «National Catholic Reporter» (NCR) https://www.ncronline.org/
Статья: «Pope Francis does it again!» – «Папа Франциск сделал это снова
Автор статьи: Michael Sean Winters
Статья располагается здесь:
Статья датирована 27 июня 2016 года и посвящена ответам Папы на вопросы журналистов, которые ему были заданы на борту самолета во время возвращения из Армении в Рим 26 июня 2016 года.
Ниже приводятся несколько выдержек из этой статьи, в которых приводится один из ответов Папы и даются пояснения к этому ответу.

Начало цитирования
Pope Francis has done it again. As first reported here (http://ncronline.org/news/vatican/francis-christians-must-apologize-gay-people-marginalizing-them ) at NCR by my colleague Josh McElwee, on the plane ride back from Armenia to Rome yesterday, the Holy Father was asked about comments made by Cardinal Reinhard Marx to the effect that the church should apologize to gay people because it has marginalized them so. Here is McElwee's report on the pope's reply:
“The church must say it's sorry for not having comported itself well many times, many times.”
“I believe that the church not only must say it's sorry ... to this person that is gay that it has offended,” said the pope. “But it must say it's sorry to the poor, also, to mistreated women, to children forced to work.”
            “When I say the church: Christians,” Francis clarified. “The church is holy. We are the sinners.”
When we say that Pope Francis did it again, what precisely is the “it”? Pope Francis did nothing more than express a decent and honest sentiment, one that in no way contradicts the teaching of the church. Indeed, as Chicago Archbishop Blase Cupich pointed out last week in an interview posted at America (http://americamagazine.org/issue/after-orlando-chicago-archbishop-urges-outreach-gun-control), responding to those who criticized his statements of solidarity with the LGBT community after the killings in Orlando:
“You know,” he continued, “30 years ago the Congregation for the Doctrine of the Faith issued a letter describing as deplorable the fact that some homosexual persons, as they put it, have been and are the object of violent malice in speech or in action, and at that time ... they said that such treatment deserves condemnation from the church’s pastors whenever it occurs, so I believe it was important to raise my voice in this moment because this is what the church is asking us to do and has asked to do for over 30 years now.”
Pope Francis' comments, then, really are not that remarkable, or shouldn't be. He said the church should apologize for marginalizing gay people and others over the centuries, a marginalization in which the church was not alone, to be sure, but by which the church fell short of the higher standards to which it is called by the Lord Jesus. Why then such a fuss? The fuss comes about in large part because of the fact that while the pope's words should not be remarkable, they are.
Конец цитирования
            Перевод
            Начало цитирования
Папа Франциск сделал это снова. Как  впервые сообщалось здесь ((http://ncronline.org/news/vatican/francis-christians-must-apologize-gay-people-marginalizing-them ), в NCR, моим коллегой Джошем МакЭлви, вчера, во время обратного полета на самолете из Армении в Рим, Святой Отец был спрошен о комментариях, сделанных кардиналом Рейнхардом Марксом, основной смысл которых заключался в том, что церковь должна извиниться перед людьми, являющимися геям, по причине того, что она их очень сильно маргинализировала. Вот сообщение МакЭлви о том, что ответил Папа:
«Церковь должна сказать свое «извините» за то, что она должным образом не соответствовала себе [то есть, тому идеалу, которому она должна была соответствовать – прим. переводчика] много раз, много раз.»
«Я полагаю, что церковь не только лишь должна сказать свое «извините» … этому человеку, то есть гею,  которому она нанесла обиду» – сказал Папа, – «Но она должна сказать свое «извините» бедным; также и женщинам, с которыми плохо обращались, и детям, которых принуждали к работе.»
            «Когда я говорю «церковь», я подразумеваю: «христиане».» – пояснил Франциск, – «Церковь свята. Мы грешники».
            Когда мы говорим, что Папа Франциск сделал это снова, то возникает вопрос: что есть в точности это самое «это»? Папа Франциск не более чем выразил благопристойное и достойное уважения мнение – одно из тех, которые никоим образом не входят в противоречие с учением церкви. В самом деле – как указывал на прошлой неделе архиепископ Чикаго Блэз Капич в своем интервью, опубликованном в Америке (http://americamagazine.org/issue/after-orlando-chicago-archbishop-urges-outreach-gun-control),  отвечая критиковавшим его высказывания, в которых он говорил о солидарности с LGBT сообществом после убийств в Орландо:
            «Вы знаете,» – продолжал он, – «30 лет назад Конгрегация Доктрины Веры разослала письмо, в котором именовался прискорбным тот факт, что некоторые люди-гомосексуалисты,  как они это полагали, были ранее и являются ныне теми лицами, на которые направлена сильная злоба в речах и в действиях; и в то время … они говорили, что такое обращение заслуживает порицания от пасторов церкви  – когда бы подобное не происходило; таким образом, я полагаю, что было бы важным возвысить мой голос в данный момент по причине того, что это есть то, что церковь просит нас делать и то, что она просила нас делать ранее на протяжении более тридцати лет вплоть до настоящего момента.»
Следовательно, замечания Папы Франциска в действительности не есть нечто выдающееся и поразительное или не должно быть таковым нечто. Он сказал, что церковь должна принести извинения за маргинализацию людей-геев и других людей на протяжении столетий – маргинализацию, в которой церковь, несомненно, участвовала не одна, но через которую церковь потерпела неудачу в достижении тех высоких стандартов, к которым она призвана Господом Иисусом. Почему же тогда такая суматоха?  Эта суматоха в значительной своей части появляется из-за того факта, что, хотя эти слова Папы и не должны быть выдающимися и поразительными, в действительности они есть таковые [то есть стали таковыми – примеч. переводчика].
            Конец цитирования

            Эти же слова Папы в другом издании передавались следующим образом (в некоторых местах идет прямая речи, в некоторых – ее пересказ):

Интернет-издание «The Guardian» https://www.theguardian.com/
Статья: «Pope Francis says Christians should apologise to gay people» – «Папа Франциск говорит, что христиане должны принести извинения людям-геям»
Автор статьи: Не указан
Статья располагается здесь:
Статья датирована 26 июня 2016 года и посвящена ответам Папы на вопросы журналистов, которые ему были заданы на борту самолета во время возвращения из Армении в Рим 26 июня 2016 года.
Начало цитирования          
In an hour-long conversation with reporters on the plane taking him back to Rome from Armenia, the pontiff was asked if he agreed with recent comments by a German Roman Catholic cardinal that the Church should apologise to gay people.
The pope recalled Church teachings, saying: “[Gay people] should not be discriminated against. They should be respected, accompanied pastorally.”   
“I think that the Church not only should apologise … to a gay person whom it offended but it must also apologise to the poor as well, to the women who have been exploited, to children who have been exploited by (being forced to) work. It must apologise for having blessed so many weapons.”
The Church teaches that homosexuality is not sinful but homosexual acts are, and that homosexuals should try to be chaste.
<…>
“We Christians have to apologise for so many things, not just for this (treatment of gay people), but we must ask for forgiveness, not just apologise; forgiveness. Lord, it is a word we forget so often.” he said.
Конец цитирования
Перевод
Начало цитирования
В продолжавшемся час общении с репортерами, происходившем на самолете во время обратного полета в Рим из Армении, понтифика спросили: согласен ли он с последними замечаниями, сделанными немецким римо-католическим кардиналом, в  которых говорилось, что церковь должна принести извинения людям-геям?
Папа напомнил учение церкви, сказав: «[Люди-геи] не должны дискриминироваться. К ним должно проявляться уважение и им должно оказываться пастырское попечение.»
            «Я думаю, что церковь должна не только принести извинения… человеку-гею, которому она нанесла обиду, но она должна также принести извинения бедным, женщинам, которые подвергались эксплуатации, детям, которые  подвергались эксплуатации через работы (, к которым их принуждали). Она должна принести извинения за то, что благословляла столь много оружия.»
Церковь учит, что гомосексуальность не есть греховное, но греховен гомосексуальный акт, и что гомосексуалисты должны пытаться жить в целомудрии.
<…>
«Мы, христиане, должны принести извинение за очень многие вещи – не только за это (за то, как обращались с людьми-геями); но мы [также – прим. переводчика] должны просить о прощении, а не просто приносить извинения. «Прощение». Господи, это слово мы так часто забываем.» – сказал он.
Конец цитирования

            Вернемся к следующим словам Папы:

Папа напомнил учение церкви, сказав: «[Люди-геи] не должны дискриминироваться. К ним должно проявляться уважение и им должно оказываться пастырское попечение.»
«Мы, христиане, должны принести извинение за очень многие вещи – не только за это (за то, как обращались с людьми-геями); но мы [также – прим. переводчика] должны просить о прощении, а не просто приносить извинения. «Прощение». Господи, это слово мы так часто забываем.» – сказал он.

            Строго говоря, первый абзац в действительности относится к рассуждению Папа о том, «кто я такой, чтобы судить геев?» или же «кто мы такие, чтобы судить геев?», а в этих рассуждениях подразумеваются такие геи, которые борются со своей наклонностью (не поддаются ей вообще или каются в соответствующих грехах) и при этом обрели, принял Бога или только лишь еще ищут Бога. Поэтому применение этого абзаца ко всем геям вообще – даже таким, что живут в грехе, не осознают его как грех и навязывают его обществу как норму и при этом даже сознательно отвергают Бога, – некорректно. Однако, тем не менее, нет сомнения в том, что слова  Папы о том, что геи не должны дискриминироваться или маргинализироваться можно применить даже к таким Геям. И, соответственно, церковь должна просить даже у таких геев прощения за дискриминацию и маргинализацию. Ведь Папа Франциск, отвечая на свое отношение к словам кардинала Рейнхарда Маркса, высказался в том смысле, что церковь должна просить прощение за маргинализацию у всех геев вообще – как это и подразумевали слова кардинала Маркса. Поэтому слова «[Люди-геи] не должны дискриминироваться» можно отнести ко всем геям вообще; и, следовательно, автор разбираемой статьи вовсе не без основания включил первый абзац в те места своей статьи, которые связаны с ответом Папы на вопрос, связанный со словами кардинала Маркса. Аналогично можно сказать и о втором абзаце. Этот второй абзац в статье в то место, которое посвящено разбору слов папы «кто мы, чтобы судить геев?», которые, повторим, подразумевают геев, отвергающих гомосексуальные грехи и, к тому же, хотя бы ищущих Бога. Впрочем, возможно, эти слова Папы служат в статье как бы «заключительным словом», подытоживающим все высказывания Папы по вопросам, связанным с гомосексуальностью – заключительным словом, относящимся также и к тому, что сказал Папа в связи со словами кардинала Маркса.  Однако, как бы то ни было, из комментариев Папы к словам кардинала Маркса ясно, что этот второй абзац можно и даже следует отнести ко всем геям вообще. Именно поэтому мы и привели этот второй абзац в связи с ответом Папы на вопрос, посвященный отношению Папы к словам кардинала Маркса.
            Слова же из первого абзаца «К ним должно проявляться уважение и им должно оказываться пастырское попечение.» также можно отнести ко всем геям вообще. Уважение к ним должно проявляться хотя бы в связи с тем, что они обладают человеческим достоинством. Да и Ветхий Завет предполагает казнь мужеложников, но никак не оскорбление их судом или народом или какие-то иные моральные или физические издевательства над ними или какое-то поражение в правах и методах обращения с ними, закрепленное в законе или поддерживаемое народными обычаями. Разумеется, и «пастырское попечение» должно касаться все геев – ведь даже геи, пребывающие в грехе и сознательно отвергающие Бога являются для церкви теми, к кому должна быть направлена евангельская проповедь и теми, кто есть паства церкви в возможности.

            Несколько слов об упомянутых выше словах кардинала Рейнхарда Маркса.

            Интернет-издание «The Irish Times» (IT) http://www.irishtimes.com
            Статья: «Church must apologise to gay people, pope’s adviser declares» – «Папский советник заявил: “Церковь должна принести извинения людям-геям”»
            Автор статьи: Patsy McGarry
            Статья располагается здесь:
            Статья датирована 23 июня 2016 года. Речь в ней идет, в частности, о речи кардинала Рейнхарда Маркса, архиепископа Мюнхенского и Фрайзингского, в Дублине, в Колледже Святой Троицы (Trinity College), в которой он заявил, что церковь и общество вообще до «самых последних времен» были настроены «очень негативно к людям-геям… Это было целое общество. Это было возмутительно и ужасно.».
            Ниже приводятся выдержки из этой статьи с цитируемыми в них словами кардинала Рейнхарда Маркса. Речь кардинала местами приводится недословно, но с сохранением смысла; подлинные, «необработанные» журналистами слова кардинала приводятся в кавычках.
            Начало цитирования
A leading cardinal has said the Catholic Church should apologise to the gay community for its scandalous and terrible treatment of them, which had not changed until “very recently”.
Speaking in Dublin, Cardinal Reinhard Marx said: “The history of homosexuals in our societies is very bad because we’ve done a lot to marginalise [them].”
As church and society “we’ve also to say ‘sorry, sorry’ ”.
The German cardinal is a member of the council of nine cardinals chosen by Pope Francis to advise him.
Until “very recently”, the church, but also society at large, had been “very negative about gay people . . . it was the whole society. It was a scandal and terrible,” he told The Irish Times after speaking at a conference held in Trinity College.
He said he had “shocked” people at the October 2014 extraordinary synod of bishops in Rome when he asked how it was possible to dismiss as worthless a same-sex relationship of years duration where both men had been faithful.
“We have to respect the decisions of people. We have to respect also, as I said in the first synod on the family, some were shocked but I think it’s normal, you cannot say that a relationship between a man and a man and they are faithful [that] that is nothing, that has no worth,” he said.
            Конец цитирования
            Перевод
            Начало цитирования
Ведущий кардинал сказал, что Католическая Церковь должна принести извинения сообществу геев за свое возмутительное и ужасное обращение с ним, которое оставалось неизменным до «самых последних времен».
Выступая в Дублине, кардинал Рейнхард Маркс сказал: «История гомосексуалистов в наших сообществах очень плоха потому, что мы много сделали для того, чтобы маргинализировать [их].»
Как церковь и сообщество «мы также должны сказать: “извините, извините”».
Немецкий кардинал является членов совета из девяти кардиналов, избранных Папой Франциском, чтобы консультировать его.
До «самых последних времен» церковь, а также общество вообще, были настроены «очень негативно к людям-геям… это было целое общество. Это было возмутительно и у ужасно» – сказал он [кардинал – прим. переводчика] корреспонденту «The Irish Times» после выступления на конференции, проводившейся в Колледже Святой Троицы.
Он заявил, что  «шокировал» людей на чрезвычайном синоде епископов в Риме, проходившем в октябре 2014 года, когда задал вопрос: как это можно отвергать как ничего не значащие [то есть: считать ничего не значащими – прим. переводчика] однополые отношения, длящиеся годами, в которых оба мужчины были верными [друг другу – прим. переводчика].
«Мы должны уважать выбор людей. Мы также должны почитать [верность друг другу, даже если речь идет об однополых отношениях; речь кардинала здесь путается – прим. переводчика], – как я сказал на том первом синоде, посвященном семейным отношениям; некоторые были шокированы, но я считаю, что это нормально; вы не можете сказать о взаимоотношениях между мужчиной и мужчиной, хранящих верность [друг другу – прим. переводчика] [, что] это есть ничто, что это не имеет ценности.» – сказал он.
            Конец цитирования
           
Подчеркнем также следующее:  нигде Папа Римский Франциск I не заявлял, что гомосексуализм не есть очень тяжелый, смертный грех, как об этом учила и учит католическая церковь. Нигде Франциск не заявлял того, что наказание за этот грех в случае нераскаянности будет легче того, чем о том учила ранее и учит ныне католическая церковь. Нигде Франциск не заявлял даже того, чтоб будто бы отныне сроки нахождения душ в чистилище для раскаявшихся грешников будут меньше чем те сроки, о которых ранее учила и учит ныне католическая церковь. И нигде Франциск I не заявлял о сокращении срока епитимий для католиков, впадших в грех мужеложества.

Комментариев нет:

Отправить комментарий